• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Направления и механизмы формирования интегрированной, транспарентной и эффективной системы здравоохранения

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2014

Объект исследования: система здравоохранения, включая систему оказания медицинской помощи и систему ее финансирования.

Цель работы: анализ ключевых факторов повышения эффективности системы здравоохранения.

Исследование включает четыре компонента:

  1. Результативность системы обязательного медицинского страхования (ОМС)
  2. Опыт и перспективы повышения качества медицинской помощи с помощью стандартов помощи
  3. Механизмы повышения роли пациентов в системе здравоохранения
  4. Механизмы изменения мотивации медицинских работников.

Эмпирическая база исследования:

  • статистические данные о функционировании систем здравоохранения в постсоциалистических странах;
  • данные опроса 95 страховых медицинских организаций о параметрах деятельности в условиях действия нового законодательства об ОМС, проведенного НИУ ВШЭ в июле-августе 2014 г.;
  • данные РМЭЗ;
  • материалы качественных интервью с медицинскими работниками по вопросам перехода к эффективному контракту;
  • данных опроса 4874медицинских работников, проведенного НИУ ВШЭ при организационной поддержке Минздрава России в 12 субъектах Российской Федерации в сентябре-октябре 2013 г.;
  • данные опроса 2000 медицинских работников в четырех регионах страны, проведенного по заказу НИУ ВШЭ Центром Юрия Левады в сентябре-октябре 2014 г. 

Результаты работы:

1) Проведено международное сравнение эффективности бюджетной и страховой моделей финансирования здравоохранения в постсоциалистических странах. Использовались данные по 28 странам за 1991-2012 гг. Сделаны расчеты на основе многофакторной регрессионной модели. Подтвердилась гипотеза о том, что  страховая модель  обеспечивает более устойчивый приток средств на здравоохранение по сравнению с бюджетной моделью. Частично подтвердилась гипотеза более высокого влияния страховой модели на показатели здоровья населения по сравнению с бюджетной моделью (большинство показателей смертности в странах со страховой моделью ниже). Модель обязательного медицинского страхования (ОМС) практически не генерирует рост госпитализаций (по сравнению с бюджетной моделью), но при этом обеспечивает заметное сокращение ее длительности при примерно одинаковой эффективности использования коечного фонда. Общий вывод: страховая модель в постсоветских странах демонстрирует некоторые преимущества по сравнению с бюджетной моделью, но эти преимущества не очень значительны. 

2) Исследование роли страховых медицинских организации в модернизированной российской системе ОМС показывает, что граждане стали в растущей степени использовать предоставленное им право прямой, без посредников, смены страховой медицинской организации.

В 2014 г. уровень конкуренции за застрахованных на рынке услуг ОМС значительно вырос по сравнению с 2012 г. Усилилась активность страховых медицинских организаций в проведении экспертиз качества медицинской помощи и активизировались попытки влиять на его улучшение, но уровень результативности разрабатываемых страховыми организациями предложений по повышению качества медицинской помощи остается невысоким.

3) Проанализирован опыт разработки российских стандартов оказания помощи при заболеваниях. Показано отставание освоения российскими разработчиками передовых технологий оценки доказательств, конфликта интересов и анализа экономической эффективности. Cформированы рекомендации о необходимости разработки процедурных требований к организации разработки стандартов и технологических требований разработки клинических рекомендаций,  требований к анализу экономической эффективности и включению экономических оценок в стандарты.

4) Проанализированы возможности изменения роли пациента в российской системе здравоохранения посредством предоставления ему права свободного выбора медицинских организаций и врачей. Это, с одной стороны, может оказать сильное позитивное воздействие на качество медицинской помощи и эффективность системы здравоохранения. Но с другой стороны, возникают риски и дополнительные затраты на внедрение механизмов, ослабляющих эти риски. Сравнение этих выгод и рисков позволяет сделать вывод о целесообразности расширения права выбора, но путем постепенного снятия соответствующих ограничений.

5) Результаты проведенного в 2014 г обследования медицинских работников по вопросам оплаты труда и перехода к эффективному контракту и сравнение их с данными аналогичного опроса 2013 г. свидетельствуют об устойчивости в иерархии стимулов к лучшей работе. Справедливая оплата труда является однозначно определяющим стимулом у всех категорий медицинских работников. Все остальные возможные стимулы существенно менее значимы.

Примерно две трети опрошенных сообщили, что, по их мнению, объем работы заметно вырос, а размер зарплаты в 2014 г. увеличился незначительно. Это не привело пока к позитивным изменениям в трудовой мотивации медицинских работников. У большинства медицинских работников сложилось устойчивое убеждение в том, что их труд недооценен. У них сохраняются патерналистские ориентации по отношению к государству и администрации лечебных учреждений, связываемых с представлениями о несправедливости в оплате труда, о долге государства перед медицинским сообществом, а не о готовности включиться в проводимые реформы. В сознании части работников отрасли переход на эффективный контракт отождествляется с более высокой оплатой за ту же работу, что и прежде.

6) Проведен анализ возможностей введения пока отсутствующих в отечественном здравоохранении механизмов экономической ответственности врачей за результаты оказания медицинской помощи. Предметом анализа выступили препятствия, существующие в российском законодательстве, для реализации возможных схем превращения врача в субъекта права в части несения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда пациенту вследствие неудачного медицинского вмешательства. В Российской Федерации для введения такой ответственности (в отношении врачей, работающих в медицинских организациях) следует отказаться от модели генерального деликта, что повлечёт за собой необходимость коренного изменения действующего гражданского законодательства, что представляется нереалистичным и нерациональным.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР:

Результаты выполненного исследования населения могут быть использованы для уточнения задач и инструментов государственной политики развития медицинского страхования, обеспечения роста качества медицинской помощи, перехода к эффективному контракту с медицинскими работниками.

Область применения: система оказания медицинской помощи, система финансирования здравоохранения.

Публикации по проекту:


Шишкин С. В., Потапчик Е. Г., Селезнева Е. В. Оплата пациентами медицинской помощи в российской системе здравоохранения. / Высшая школа экономики. Серия WP8 "Государственное и муниципальное управление". 2014.
Sheiman I. Integrated Health Care Payment Methods: Typology, Evidence And Pre-Conditions Of Implementation / NRU Higher School of Economics. Series PA "Public Administration". 2014. No. WP BRP 18/PA/2014.
Шишкин С. В., Бурдяк А., Потапчик Е. Г. Роль выбора пациентов в российской системе здравоохранения / Высшая школа экономики. Серия WP8 "Государственное и муниципальное управление". 2014.
Шишкин С. В., Чирикова А. Е. Взаимодействие врачей и пациентов в современной России: векторы изменений // Мир России: Социология, этнология. 2014. № 2. С. 154-182.
Чирикова А. Е. Готовы ли сегодня профессиональные медицинские организации обеспечить профессиональный рост врачей в России // В кн.: Профессиональные группы: сообщества, деятельность и карьера / Под общ. ред.: В. А. Мансуров. М. : ИС РАН; РОС, 2014. С. 34-78.
Чирикова А. Е. Взаимодействие врачей и пациентов в современной России: векторы изменений // Мир России: Социология, этнология. 2014. № 2. С. 154-182.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!