• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Центр политики в сфере здравоохраненияПроектыМоделирование и прогнозирование потребности системы здравоохранения в кадровых ресурсах с учетом влияния мер по модернизации отрасли и изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения

Моделирование и прогнозирование потребности системы здравоохранения в кадровых ресурсах с учетом влияния мер по модернизации отрасли и изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2014

Объект исследования: городское и сельское население страны в возрасте 16 лет и старше.

Цель работы: выявление изменений в уровне удовлетворенности населения Российской Федерации различными составляющими качества получаемой медицинской помощи.

Эмпирическая база исследования: опросы населения, проведенные по заказу НИУ ВШЭ Центром Юрия Левады-центром в сентябре 2013 г.  и в сентябре-октябре 2014 г. по репрезентирующим взрослое (16 лет и старше) население Российской Федерации выборкам объемом 3302 и 4503 респондентов соответственно.

Результаты работы:

Структура представлений о проблемах здравоохранения в разрезе социально-демографических групп населения характеризуется высокой степенью устойчивости. В среднем преобладают положительные оценки респондентами изменений в работе больниц и поликлиник, которые произошли в течение года перед опросом: 42% считают, что их работа скорее улучшилась, а 29% - увидели ухудшения. При этом те, кто за последний год имел личный опыт получения медицинских услуг, несколько чаще сообщают об ухудшении работы (32%), чем те, кто не обращался за медицинской помощью в прошлом году (19%).

Почти две трети взрослого населения страны уверены в том, что профессиональный уровень большинства врачей в России ниже, чем требуется (58%), а врачи больше заботятся о своих доходах, чем о пациентах (60%). Такие оценки свидетельствуют о дефиците доверия граждан к врачам и российской системе здравоохранения.

Сравнительная важность различных направлений улучшения качества медицинской помощи, по оценкам населения, остается стабильной: самым важным является более добросовестное отношение медицинского персонала к своим обязанностям, причем значимость именно этого направления даже несколько выросла за последний год. Следующими по важности выступают улучшение лекарственного обеспечения в больницах и улучшение оснащенности медицинских учреждений и бригад скорой медицинской помощи.

Проведенное обследование подтвердило, что основная часть российских пациентов получает медицинскую помощь бесплатно.

Большинство опрошенных пациентов (78%) выразили удовлетворение качеством полученной амбулаторной помощи в последнем случае обращения за ней. Однако сравнение с данными аналогичного опроса 2013 г. и с данными Всероссийского опроса населения по вопросам оценки качества и доступности медицинской помощи, проведенного Росздравнадзором в 2009 г., показывает тенденцию медленного снижения удовлетворенности результатом амбулаторного медицинского обслуживания в целом и удовлетворенности отношением врачей.

Наиболее высокой является удовлетворенность результатами стоматологической помощи – об этом высказались 93% пациентов. Разница в оценках результатов стоматологической помощи по сравнению с опросом 2013 года практически отсутствует.

Такой же высокий уровень удовлетворенности демонстрируют пациенты, проходившие диагностические исследования: 9 из 10 опрошенных остались довольны результатом.

Удовлетворенность стационарной медицинской помощью весьма высока: в среднем по стране ей остались довольны 82% респондентов. Сравнение с данными опросов в 2009 и 2013 гг. показывает сохранение в 2014 г. обозначившихся тенденций снижения удовлетворенности результатом медицинского обслуживания в целом и удовлетворенности отношением врачей.

Удовлетворенность услугами скорой медицинской помощи находится на таком же высоком уровне, как и в 2013 г. - 83% опрошенных остались удовлетворены результатом обслуживания.

При сравнении разных видов медицинской помощи выявлено, что доля респондентов, желающих повторно обратиться в то же медицинское учреждение, коррелирует с долей респондентов, указавших на отсутствие альтернативных медицинских учреждений. Это является весомым аргументом позитивного влияния конкуренции на качество медицинского обслуживания. 

При оценке сравнительной важности обеспечения качества предоставляемых медицинских услуг и их территориальной доступности для пациентов, больше половины населения (55%) высказалось в пользу качества медицинской помощи, даже в случае если ради ее получения придется ехать в достаточно удаленные районы или другие населенные пункты. Территориальная доступность оказалась важнее для 38% респондентов. Единственной категорией населения, для которых доступность медицинской помощи оказалась важнее качества, являются пенсионеры (47% против 44%).

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР:

Результаты проведенного обследования населения могут быть использованы для уточнения приоритетов государственной политики повышения качества медицинской помощи.

Область применения: система оказания медицинской помощи.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!